Брауншвейг
путеводитель по легендарному региону
Нижняя Саксония
Исторический регион Германии

Архитектура
Жемчужины Брауншвейга

Храмы
Великолепие средневековой готики
Дворцы и замки
Красота архитектуры Брауншвейга

Брауншвейг сегодня
Современная жизнь в Брауншвейге
Рождество
Брауншвейг в Рождество

Природа
Красота природы Нижней Саксонии
 

Германия и немцы глазами русских: XIX век

Заключение

В процессе работы над темой исследования «Германия и немцы глазами русских в XIX веке» обнаружилось, что приходится выходить за рамки первоначально поставленной задачи - выявить и проанализировать представления о немцах в России. Это определялось тем, что речь идет не просто о другом народе, либо разделенном с Россией давней враждой, либо же, напротив, связанном с русским народом узами дружбы или культурными взаимовлияниями, но о народе, который в XIX в. занял совершенно особенное место в политической и общественной жизни нашей страны и в ее культуре.

Вырисовывались несколько аспектов заявленной темы и несколько проблем.

Изучение представлений русских о Германии и немцах тесно переплетается с проблемой практического отношения русских к немцам и Германии, проявлявшегося в целом ряде действий на государственном уровне и в повседневной жизни. Приходилось затрагивать и вопросы внутренней и внешней государственной политики, и общественной мысли.

Поскольку в представлениях одного народа о другом, как это было показано, отражаются представления о себе самом, работа приобретала еще одно измерение: в некоторых очерках, вошедших в предлагаемую читателю книгу, едва ли не центральное место заняли проблемы русской культуры. Представления простых людей о немцах являлись частью их картины мира, и речь шла поэтому вообще о мировосприятии русского крестьянства этого периода и об особенностях русской народной культуры XIX в. Представления о немцах и о Германии были органической частью сознания и образованных русских людей, следовательно, речь шла об их идейном мире и их мировосприятии. В частности, поскольку «немецкая проблема» составляла важную часть напряженных размышлений и горячих споров о прошлом, настоящем и будущем России и русского народа - ими плотно насыщена общественная мысль XIX века - в работе возникал аспект, которому автор придает особенно важное значение - история поисков русской национальной идентичности в XIX столетии.

Петр I совершил сильнейший рывок, пытаясь насильственно направить развитие России по европейскому пути. Не станем вдаваться в почти уже двухсотлетние споры о том, был ли этот прорыв к европейской культуре благотворным для России или же он свернул Россию с ее естественного, хотя и «особого» пути и привел к установлению чужеземного засилья, расколовшего русское общество и русскую культуру. Отметим только, что начавшийся с этого времени в России процесс европеизации, несомненно, имел немало издержек, и одна из них заключалась в том, что русские почувствовали себя «отсталыми». Это породило в них настойчивое желание во что бы то ни стало встать вровень с Западной Европой и доказать, что русская культура ничуть не ниже, а, вероятнее всего, выше западноевропейской. Напряженный интерес к Европе парадоксальным образом соединялся с равнодушием - ведь у нас все равно лучше. Восхищение европейской жизнью сочеталось с безудержной критикой тамошних обычаев и порядков и постоянными утверждениями, что для России они не годятся. Распространившееся в XVIII в. увлечение французской культурой, а с начала XIX в. также и немецкой, англомания многих российских дворян рождали, вместе с тем, постоянные призывы бороться с зависимостью от всего чужеземного.

Версия для печати