Брауншвейг
путеводитель по легендарному региону
Нижняя Саксония
Исторический регион Германии

Архитектура
Жемчужины Брауншвейга

Храмы
Великолепие средневековой готики
Дворцы и замки
Красота архитектуры Брауншвейга

Брауншвейг сегодня
Современная жизнь в Брауншвейге
Рождество
Брауншвейг в Рождество

Природа
Красота природы Нижней Саксонии
 

Германская история

Что такое германская история?

Германская история насчитывает уже свыше двух тысяч лет, и на этом долгом пути она претерпела великое множество событий, которые определили развитие страны, придав ее движению своеобразную окраску, динамику и направленность.

Но вначале поставим вопрос: а можно ли вообще говорить о немецкой истории? И что, собственно говоря, под этим следует понимать? Вопрос странный только на первый взгляд. Ведь рассказ о прошлом всегда предполагает реконструирование своего предмета. Для этого есть много вариантов. Это может быть история народа, нации, государства или событий, происходивших в определенное время на определенной территории, это может быть история культуры или социальных процессов в том или ином обществе. Но ни в один период прошлой немецкой истории понятия «народ», «нация», «территория» и «государство» не совпадали так, как это было в Англии или во Франции. «Германии» долгое время не существовало ни как государства, ни как определенного географического региона, ни как политической нации. Территориальное, языковое, культурное пространство, на котором разворачивалась история немцев, долго не имело точно очерченных границ.

Конечно, со времени раздела огромной империи Карла Великого в IX в. происходило постепенное обособление франков от «немцев», проживавших восточное Рейна. Уже вскоре после этого заговорили о «королевстве тевтонов». Но почти сразу немцы стали только одним из народов, населявших громадную империю, которая раскинулась от Балтийского моря до Сицилии.

В этой «Священной Римской империи германской нации» немцы не были организованы ни в государство, ни в нацию. Они проживали в «Германии» без каких-либо определенных границ. Издавна бок о бок существовали многочисленные немецкие территориальные государства. Население было лояльно к их власти, а не к расплывчатой «Германии». Не являлись немцы единым народом и в культурном отношении, конфессионально разделенные, с партикуляристским баварским, прусским, швабским, саксонским самосознанием, локально объединенные во множество владений, городов и резиденций. Даже большинство немецких диалектов оставалось почти непонятным вне области их распределения.

Национальное сознание зародилось в эпоху Реформации в XVI в., когда появился общенемецкий литературный язык на базе саксонского диалекта. Но по-прежнему не было национально-государственного единства. В 1796 г. Иоганн Вольфганг Гёте и Фридрих Шиллер скептически вопрошали: «Германия? Но где она находится?» А спустя полвека Генрих Гейне саркастически заметил, что Германия существует только в «воздушном царстве грез».

Многовековая политическая раздробленность и географическая неопределенность «Германии» вели к тому, что характерной чертой немцев стала идеализация прошлого, которое выступало как бы моделью и для представлений о будущем. Из подправленной истории «Священной Римской империи» вырисовывались смутные очертания великолепного рейха, который когда-нибудь непременно возникнет и претворит в жизнь самые дерзкие мечты. Но если даже высказывались сомнения относительно возможности немцев после длительной раздробленности создать все-таки единое национальное государство, то тут же проявлялась высокомерная уверенность в том, что немцам суждена не узконациональная, а космополитическая миссия - стать духовной родиной всего образованного и культурного человечества.

Версия для печати